en-Идеи тоталитаризма в трудах Камю А. "Чума", "Посторонний", "Осадное положение"
Альбер Камю представил метаморфозу, происшедшую с человеком в ХХ веке, следующими образами:
«Мы были народом, а стали массой! Раньше нас приглашали, теперь нас вызывают! Мы продавали друг другу молоко и хлеб, теперь мы снабжаемся. Мы топчемся на месте! Топчемся и твердим сами себе, - это никто не может ничего изменить и каждый должен стоять на своем месте, в указанном ему ряду! Мы топчем самих себя!» [1]
А. Камю приводит пример гуманного отношения палача к жертве в «Падении»: «А знаете вы, что на моей родине, в маленькой деревеньке, во время карательной экспедиции немецкий офицер очень вежливо предложил старухе самой выбрать, которого из двух сыновей расстрелять в качестве заложника. Выбрать! Представляете себе? Вот этого? Нет, вон того. И смотреть, как его уводят». В своих произведениях А. Камю показал, за что палач любит свою жертву: без нее он не сможет быть палачом, диктатором.
В произведении «Посторонний» А. Камю показывает личность, которая не встраивается в массу. Он называет его аутсайдером, посторонним для всех, кто хочет быть как все. Именно за это судят его, а не за убийство.
А. Камю в произведение «Чума» показывает как из гуманных соображений доктора, по его просьбе вырастает тоталитарный порядок. Но в этом произведении есть образ журналиста, который остается в городе, охваченном чумой, хоть в Париже его ждет невеста и он с этим городом ничем не связан. Камю показывает, что каждый человек сам делает свой выбор. Но если человек не сломался, не испугался чумы, он ей не подвержен. Эта мысль им проводится и в произведении «Осадное положение».[2]
[1] Мы были народом, а стали массой в ХХ веке, и в таком качестве пришли к власти. Эту массу О. Шпенглер назвал четвертым сословием. К ХХ веку в жизни человека победила цивилизация, основным проявлением которой выражает понятие «мировой город», для которого характерны космополитичность, холодный практический ум, научная иррелигиозность, деньги как основополагающий фактор деятельности, конкуренция как основа отношений между людьми.
[2] Э. Хемингуэй показал такую позицию в произведении «По ком звонит колокол».