История семьи (19): секреты имен, фамилий, прозвищ и другие сложности при составлении родового древа

28.03.2024

Секреты имени предков мы рассмотрели в статье канала "История семьи (18): расшифровка метрических документов разных веков при составлении родословной". Продвигаясь по метрическим документам в глубь веков, мы проследили и процесс формирования фамилий, и сегодня обратим ваше внимание на важные аспекты их складывания, без знания которых можно пройти мимо своих предков.

1. Как формировалась фамилия семьи в русской истории

Мы проследили процесс формирования фамилии Флоринские до первой трети XVII века и нашли первого священника в нашей семье - Анания Флоринского. Вместе с женой Меланией (?- 1636 гг.), он переехал в Москву во второй половине 1640-х годов.Трое их сыновейстали священниками: Петр - старший, служил в Кирикове, затем в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (кстати, первом восстановленном в 1996 году православном соборе нашей столицы). Иван - средний. А младший из братьев, названный Иоанн (13.11.1631-14.12.1708 гг.), примет имя Иларион, станет митрополитом Суздальским и Юрьевским. И если его жизнь и деяния известны во всех подробностях, благодаря как дошедшему до нашего времени его Житии, так и других первоисточников о самоотверженном строителе - игумене Свято-Успенского монастыря (Флорищева пустынь), то о старших его братьях Петре и Иване известно лишь от современников, а первоисточников - записей метрических книг, исповедных ведомостей - мы пока не нашли.

При этом вот на что мы обратили внимание: несмотря на наличие как у отца, Анания, так и у самого Илариона собственной фамилии Флоринский, некоторые источники называют его Иларионом Ананьевым, подчеркивая таким, казавшимся на взгляд современников, более очевидным и основательным родственную связь по имени отца (Анания), а не по его фамилии. Именно такой подход ведения родства был тогда распространен, поскольку сама фамилия (Флоринский) в традиционном сознании еще слабо увязывалась с принадлежностью к определенной семье. Проще говоря, не давала простого и четкого ответа на вопрос: он чей? / она чья? Поэтому человека часто именовали по имени отца - Иларион Ананьев; "царская" фамилия Романовы сложилась - по отчеству Анастасии Романовны Захарьевой-Юрьевой, жены Ивана Грозного, или по профессии человека - Кузнецов, например. Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: "прозвищное" имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Так, например, в XVI веке первого венчанного царя всея Руси Ивана IV Васильевича (1533-1584 гг.) называли Грозным по его прозвищу. В XVII веке Соборным Уложением (1649 г.) царя Алексея Михайловича законодательно закрепляется складывающаяся традиция и вводится обязательное использование имени и отчества у знатных людей - бояр, дворян. Так, если царя из рода Годуновых звали просто Борис (1598 -1605 гг.), то 16-летнего царя из рода Романовых уже звали по имени и отчеству - Михаил Федорович (1613-1645 гг.), а его царствующего сына - Алексей Михайлович (1645-1676 гг.). "Обязательно", как известно, не всегда у нас означает "немедленно", тем более во времена, когда традиционализм был мощной общественной скрепой патриархального общества и процесс трансформации трудно отличимых от прозвищ имён в отчества и фамилии, шел не спешно.

Это важное обстоятельство нужно учитывать при работе с документами периода складывания русских фамилий и отчеств - при ориентации на поиск в них только современных нам форм фамилий, имен и отчеств можно пропустить сведения о своем предке. Нужно по возможности перепроверять информацию по другим достоверным источникам, косвенным признакам, датам, географии событий и проч., о чем мы писали в статьях канала.

Но еще больше внимания требуется при изучении и анализе фамилий, подвергшихся искажению самими ее носителями:

2. Как не допустить ошибку в определении родственной линии

Наши поиски сведений о предках были связаны с некоторыми трудностями в определении принадлежности их к нашим Флоринским. Зная из рассказов нашей тёти Валентины Федоровны, что прадеды служили и проживали в Москве в Неопалимовском переулке, мы начали поиски с изучения метрических книг Пречистенского сорока: церкви Преображения Господня, что на Песках, Николаевской на Курьих Ножках, Неопалимой Купины близ Девичьего поля, уделяя внимание метрическим книгам и других церквей.

В метрических книгах церкви Преображения Господня, что на Песках мы нашли запись о Михаиле Васильевиче, чья фамилия звучала иначе, чем мы привыкли - ФлиорЕнов - и поэтому некоторое время не обращали на него внимания.

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Ведомость о церкви Преображения Господня, что на Песках, состоящей в Москве в Пречистенском сороке за 1841 год", лист 81 об., ЦХД до 1917 года СФ фонд 203, оп. 744, дело 2117 часть 3 лист 79.

Его сын Дмитрий Михайлович служил в церкви Николаевской на Курьих Ножках и в метрических книгах, которые он вел, как правило, подписывался только своим именем и отчеством: "Дьячек Дмитрий Михайлов" без указания фамилии, может быть потому, что, как указано в "Клировой записи" 1840 года "... В училищах не был...":

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Метрическая книга церкви Николаевской на Курьих Ножках", Москва. Фонд 2125 опись 1 Ед.хр. № 879, 1807 - 1830.

Нам пришлось расширить поиск документов, просмотреть все документы этих церквей. И мы нашли следующую запись в исповедной ведомости этой церкви, куда он пришел вместе с женой и детьми:

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Исповедная ведомость церкви Николаевской на Курьих Ножках, Москва. Фонд 2125 опись 1 Ед.хр. № 895, 1839 – 1850. Стр. 4.

В этой записи за 1840 год мы четко видим фамилию ФлиорИнов, что не разрешает, а лишь усугубляет проблему плавающей гласной И ли Е в корне фамилии. Имеет ли эта семья к нам, Флоринским, отношение? Продолжая поиски находим фамилию детей Дмитрия Михайловича (Александра и Матфея) в "Клировой ведомости" от 1840 года (документ удостоверявший состояние лиц духовного звания):

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Клировая ведомость (1840)". Ф.2125 оп.1 № 897. Николаевская церковь на Курьих ножках, Москва.

Фамилия детей здесь пишется, определяя их принадлежность семье Флиоринова: Александр Флиоринский и Матвей Флиоринский. Но после смерти Дмитрия Михайловича мы находим еще один вариант написания его фамилии: Флёринов в метрической записи Николаевской церкви на Курьих ножках, части II "О бракосочетавшихся":

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Метрическая книга Николаевской церкви на Курьих ножках, части II "О бракосочетавшихся", Фонд 2125 опись 1 Ед.хр. № 1231, 1850 – 1856. Стр. 56.

В этой записи регистрации брака записано, что "Христорождественской церкви умершего пономаря Дмитрия Михайлова Флёринова дочь девица Александра Дмитриева ..." выходит замуж, а в поручителях со стороны невесты записаны: "Братья ея родные Московского Новодевичьего монастыря дьячек Матвей Дмитриев Флоринский и Московской духовной семинарии ученики, окончившие курсы Иван и Петр Флоринские". Это свидетельствует о том, что его дети вернулись к традиционному написанию фамилии, поскольку у молодого поколения, да и в обществе, в целом, набирает силу понимание важности принадлежности к семейной, родовой фамилии. Да и образование у них было куда лучшее, чем у отца.

Таким образом, единственной гарантией недопущения ошибки в определении родственной линии служит глубокое и всестороннее изучение документов. Мы, например, взяли за правило базировать собственные выводы на изучении не менее 3-4 метрических документов по каждой персоне, а в спорных случаях куда больше. Тогдаколичество изученной документальной базы переходит в бесспорное качество выводов.

Но этим примеры разногонаписания фамилии не ограничиваются -немного о "гуляющей" гласной:

3. Так ФлорЕнские или ФлорИнские?

Дмитрий Михайлович и его сыновья принадлежат к нашим двоюродным родственникам, а прямой наш прапрадед - Александр Матвеевич ФлорЕнский (1803 - не раньше 1860 гг.), отец прадеда Федора Александровича (1843-9 сент. 1872 гг.). Так вот, Александр Матвеевич во всех документах подписывался ФлорЕнский и это привело к сомнению - нет ли ошибки в том, что мы считаем его прапрадедом, исходя из устной традиции семьи. В исповеди за 1849 год четко написано: ФлорЕнский. Вот она:

Исповедные ведомости за 1849 (1 января 1849 - 31 декабря 1849 г. Фонд № 203, опись № 747, дело № 1577, стр. 1290).

Теперь нам надо найти подтверждение того, что Александр Матвеевич - наш предок. Метрических книг Преображенской церкви села Селинского Клинского уезда Московской губернии за 1843 год (где он служил и где родился его сын Федор) мы не нашли. Поиски привели нас к официальному списку воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750 -1900 гг. В период, когда учились Николай и Федор Никитовичи Флоринские - дед и двоюродный дед самого Александра Матвеевича, официальное написание имени и фамилии у них значилось так: Федор Никитович ФлорЕнский, а его родной брат - Николай Никитович ФлорИнский!

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Н. Малицкий. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750 -1900". С. 305-306.

При этом в сноске к списку говорится, что иногда фамилия пишется как ФлИОринский! Понятно, что было от чего пасть духом, поскольку мы не разрешили свою дилемму, а лишь усложнили её! Выручили найденные метрические книги 1855 - 1860 годов!!! У нас отлегло от души - здесь наш прапрадед Александр Матвеевич стал сам подписываться фамилией через "И" - Флоринский!

Таблица Academia-nadezhda: Личная подпись священника А.М. Флоринского в метрических книгах.

После того как мы нашли автограф нашего прапрадеда, где он своей рукой написал фамилию через И, мы утвердились в том, что он - отец нашего прадеда Федора Александровича Флоринского, чей автограф и приводим:

Таблица Academia-nadezhda: личная подпись псаломщика Ф.А. Флоринского в метрической книге Пречистенского сорока. Церковь Неопалимой Купины БМ близ Девичьего поля (ч. I-III). Фонд № 203, опись № 776, дело № 603, стр. 79.

"Псаломщик Федор Флоринский" - подпись эта повторяется многократно, истина установлена!

Процесс складывания фамилий, их написания шел в России на протяжении веков и завершился ко II половине XIX века. В 1860 - 1870-х годах Александр II провел реформы - отмена крепостного права, налоговая, судебная реформы, которые привели к самостоятельности и ответственности каждого человека за себя и свою семью. В связи с этими процессами в государстве возросла роль фамилии как принадлежности к определенной семье, персональной ответственности за уплату налогов, личном участии в судопроизводстве (ранее крепостного крестьянина представлял в суде его помещик), при приобретении или продаже частной собственности (собственность капиталистого крестьянина принадлежала помещику и он мог ее забрать), ведении предпринимательской деятельности и др.

4. История семьи - это история страны в лицах

Волнующая истории семьи, рассказанная в 1970-х годах нашей тетей Валентиной Федоровной Грамаковой (1902-1989 гг.), урожденной Флоринской, о поколениях большой семьи священников и военных, деяния которых составили неотъемлемую часть истории страны все время сопровождала нас. Прошло несколько десятилетий, мы стали старше и решили не только документально подтвердить ее рассказы, семейные легенды, а главное - передать детям и внукам своим эту историческую память о по-настоящему героических русских людях. Многие из них были отмечены за воинские подвиги практически во всех войнах, которые вела Россия начиная с изгнания поляков из московского Кремля в 1613 году, в сражениях под Малоярославцем и Бородино против Наполеона, оставшись в списке воинов строчками на стене Храма Христа Спасителя, в русско-японской войне (1904-1905 гг.) и первой мировой, в Гражданскую, сражаясь в коннице С.М. Буденного и Г.И. Котовского, воевали на фронтах Великой отечественной, штурмовали Берлин, затем восстанавливали страну, исполняли интернациональный долг сдали от Родины и талантом своим крепили ее оборонный щит. На этом пути, как и вся страна, семья несла тяготы, лишения и невосполнимые потери. А среди священства Валентина Федоровна называла митрополита, местоблюстителя патриаршего престола и многочисленные поколения священнослужителей Москвы и других городов, а также ученых, преподавателей "...еще Ленина учивших в Казанском Императорском университете...". Часть родных после революции 1917 года оказались за рубежом, оставив там свой заметный след в культуре, исторической и экономической науке, создав свою ветвь родового древа Флоринских.

История семьи - это очень близкая, персонифицированная история страны, предки достойны нашей памяти о них.

** История складывания фамилии у крестьян, еще одна не менее интересная часть нашего исследования истории семьи. Об этом в следующей статье канала.

Вывод:

Нам изначально повезло - канва истории семьи была нам рассказана ее хранителем, замечательным человеком В.Ф. Грамаковой. Но вот документальное подтверждение устной истории, превращение ее из легенды в бесспорный факт дело трудное и не быстрое. Но, получается у нас - получится и у вас!

Примечание: в статье сохранено правописание подлинника документов.

google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html