История семьи (26): метрические записи как семейные летописи и красивейшие церкви Клинского уезда Московской губернии
Поиски предков с целью составления родословной, знакомства с жизнью и судьбами родных, привели нас в Клинский уезд Московской губернии, ныне город Клин и Клинский район Московской области. Мы ранее и не предполагали, что одна из ветвей нашего рода происходит именно из этого уезда. Но в ходе работы всегда возникают дополнительные сведения и представления о жизни людей прошлых эпох, их взаимоотношений с окружавшим миром и людьми, вот и нас ожидало это большое удивление. Мы обратили внимание на прекрасную природу этих мест, особенную древность и красоту православных церквей Клинского уезда, в которых поколениями вели службу наши предки, посвятившие свою жизнь служению Русской православной церкви, будучи ее священниками на протяжении почти 300 лет! Постепенно и мы стали ассоциировать эти церкви с нашими предками, поскольку в них проходила вся их жизнь. Поэтому, сегодняшний рассказ о людях, красоте и истории нашей страны, старинных документах и методах поиска предков.
1. Поиски пра-пра-пра-прадеда в Клинском уезде
Мы уже установили, что наши родные родились и жили в Москве в Неопалимовском переулке, часть родных по-прежнему москвичи. Об этом поиске можно прочесть в наших прежних публикациях, перечисленных в конце этой статьи. В ходе поиска мы постепенно нашли сведения о всей семье нашего деда, его отце, братьях, сестрах, его маме в метрических книгах московской церкви Неопалимая купина близ Девичьего поля. Но дальнейшие поиски привели нас в Клинский уезд Московской губернии в село Селинское, где служил священник Александр Матвеевич Флоринский (1803 - не раньше 1860 гг.) и село Введенское, где сельским священником был Матвей Николаевич (1782 – не раньше 1834 гг.). Здесь мы надеемся отыскать следующее колено нашего древа - отца Матвея Николаевича!
Мы обратились к метрическим книгам церкви Спаса Нерукотворного села Введенского, в которой он служил с 1812 по 1827 год, уйдя потом под фамилией Тихомиров в Троице-Сергиеву лавру. Поверьте, уже одно то, что мы можем сегодня читать и перечитывать записи в метрических книгах, сделанные лично нашим предком 200 лет назад, узнавать его почерк, сильно волнует и впечатляет! Среди тысяч (!) страниц мы неожиданно встречаем вот эту метрическую запись, совершенную им в апреле 1824 года, в связи со смертью своей матери:
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №745, дело №1241, стр. 1152. Апрель 17, 1824 г.".
"Умре по христианской должности в селе Введенском у священника Матвея Николаева мать Евдокия Федорова".
Перечитывая Метрическую запись несколько раз, не веря своим глазам, но узнавая его почерк, мы поняли, что теперь мы точно знаем имя мамы Матвея Николаевича и годы ее жизни! Евдокия Федоровна (1754-1824 гг.)! Она умерла, как говорится в записи, в доме своего сына Матвея Николаевича, в селе Введенское, в похоронах участвовали священники из разных сел: села Поджигородово священник Василий Никитович, а исповедовал ее перед кончиной от опухоли священник из села Селинское. Посмотрев карту Клинского уезда, видим, что село Поджигородово находится очень далеко от села Введенского. Что же заставило этих священников быстро собраться в дорогу и отправиться в весьма далекий, по тем временам, путь? Нам показалось важным найти ответ на этот простой вопрос и, обратив внимание на этот факт, запомнили их имена.
А в поисках отца Матвея Николаевича мы ориентируемся на следующие сведения: зовут его Николай (отчества еще не знаем), год рождения - между 1745-1750 годами, село Введенское Клинского уезда. Мы продолжили поиски, но они не сразу увенчались успехом. В 1827 году Матвей ушел из села, с этой службы, а где искать дальше? Ответа пока не было, но продолжали думать, строить версии, искать документы...
Что касается самого Матвея Николаевича, взявшего фамилию Тихомиров (а этот его шаг пока нами так и не понят и не объяснен), то после его ухода в Троице-Сергиеву лавру в 1827 году, на место его службы в церкви Спаса Нерукотворного образа в селе Введенское Клинского уезда Московской губернии пришел его сын Александр Матвеевич Флоренский [1]. Продолжая изучать Метрические записи, мы НАШЛИ ответы на наши вопросы:
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 203 Опись 745 Опись № 745, Ед.хр. 1350 Стр. 1118. 25 июля 1831 г.".
Метрическая книга церкви Спаса Нерукотворного образа в селе Введенское Клинского уезда от 25 июля 1831 года: "В селе Введенском умре по христианской должности живущий у священника Александра Матвеева села Поджигородова престарелый пономарь Николай Васильев". Мы нашли отца Матвея Николаевича! После смерти жены Евдокии Федоровны в 1824 году и ухода в Троице-Сергиеву лавру сына Матвея Николаевича в 1827 г., Николай Васильевич остался жить с внуком Александром Матвеевичем Флоренским. Стал очевиден ответ и на вопрос о священнике Василии Никитовиче из села Поджигородово, приехавшем на похороны Евдокии Федоровны, мамы Николая Матвеевича - это то село, в котором ранее пономарем служил умерший Николай Васильевич. Были ли Василий Никитович и другие священники разных сел Клинского уезда (а это необыкновенно длинный список) родственниками, приехавшими на похороны самого Николая Васильевича, узнаем из метрических книг церкви Архангела Михаила села Поджигородово Клинского уезда. Изучаем и их.
2. Церковь Архангела Михаила села Поджигородово Клинского уезда Московской губернии
Мы вновь изучаем карту Клинского уезда, находим село Поджигородово и церковь Архангела Михаила. Церковь необыкновенно красива! Хочется узнать о ней больше [2].
Таблица Academia-nadezhda: 1. Гравюра храма Архангела Михаила с. Поджигородово Клинского уезда Московской губернии. XVII в. 2. Фото это храма до реконструкции. Фото с сайта "Клин православный". "Список зарегистрированных храмов Клинского благочиния.". Режим доступа: https://www.pravklin.ru/index/0-11;
Изучаем сайт церкви Архангела Михаила села Поджигородово "Клин православный" [2]. В статье на сайте сообщается, что первые упоминания о селе и церкви относятся к XVII веку. Оказавшись в начале XVII века в центре событий периода польско-литовского нашествия, "смутного времени" и войны с польской интервенцией, "село Поджигородово и его деревянная церковь Архистратига Божия Михаила запустели. Жизнь села и церковь возродились только в 1670 году".
Церковь необыкновенно красивая и необычная, поэтому у нас сразу возникли вопросы: кто был инициатором строительства, финансировал постройку, кто был архитектором этого чуда? В статье на сайте говорится, что "Проект храма разработал архитектор В.И. Баженов (или один из его учеников)" [2]. Вот это да! Выбор архитектора сразу говорит и о вкусе заказчиков, и о возможностях привлечь к строительству великого русского архитектора В.И. Баженова!
Таблица Academia-nadezhda: 1. В. И. Баженов в кругу семьи. Худ. И. Т. Некрасов, фрагмент, 1770-е гг. 2. Памятник Баженову и Казакову. Скульптор Л. М. Баранов, архитектор М. М. Посохин. 2007 г., Москва, Царицыно.
Ответы опять находим в Метрических записях церкви Архангела Михаила села Поджигородово Клинского уезда, где говорится о вотчинниках, которым принадлежало село Поджигородово: имя его - капитан Петр Михайлович Юрьев.
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №2131, опись №2, дело №25, стр. 8 1805 г."Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №747, дело №1099а, стр. 96. Исповедные ведомости 1827 г."
Оказывается, что церковь Архангела Михаила была построена "тщанием родных братьев - статского советника Алексея, капитана Петра и коллежского асессора Николая Михайловича Юрьевых" [2].
Таблица Academia-nadezhda: храм Архангела Михаила с. Поджигородово Клинского района Московской области после реконструкции (фото из открытых источников).
Современное состояние церкви после проведенных восстановительных работ восхищает! Церковь Архангела Михаила в селе Поджигородово строилась в 1783 году. В Метрических книгах этого года в составе Клинского уезда церковь Архангела Михаила этого села еще не названа, она появится позднее. Церковь построена в стиле русской псевдоготики. Именно этот стиль любил и продвигал Василий Иванович Баженов. Архитектура церкви очень необычная, представляющая собой круглую башню, похожую на минарет, имеет четыре яруса. Нижняя, зимняя часть храма была освящена в честь Архангела Михаила; верхний, летний придел - в честь Казанской иконы Божией Матери.
3. Как священник церкви Архангела Михаила села Поджигородово к летописи семьи руку приложил
Таблица Academia-nadezhda: "Автограф пономаря Николая Васильевича Тихомирова/Флоринского в метрических книгах".
Установив по Метрическим книгам церквей Клинского уезда, что предки нашей семьи вышли из села Поджигородово, мы стали внимательно читать записи, сделанные нашими предками - священниками церкви Архангела Михаила этого села в Исповедных ведомостях, Ревизских сказках и Метрических записях. В этих документах записана история большой и, очевидно, очень дружной семьи. Члены семьи собирались вместе в связи с грустными и радостными семейным событиями, были восприемниками детей своих братьев и сестер, беря вместе с их родителями ответственность за их будущее.
У Николая Васильевича (1749-1831 гг.) и Евдокии Федоровны (1754-1824 гг.) было 11 детей! События жизни детей мы смогли проследить по документам, кроме пока двух их дочерей: Варвары (1783 -? гг.) и Ирины (1785-? гг.), но продолжаем искать. Они стали взрослыми, были на исповеди в возрасте 20 лет, но дальше сведений о них пока не нашли.
Старшая дочь Надежда Николаева (1774 – 23 апр.1831 гг.) – выдана замуж за священника села Поджигородово Клинского уезда Василия Никитина Богословского (1770- ? гг.), именно он встречался раньше в метрических записях, связанных с похоронами Николая Васильевича. Он выходец из села Богословского Суздальского уезда. Брат Василия Никитича - Андриан Никитин, дьячок в Суздальской епархии села Богословское воспитывал младшего брата Василия. В 1793 году Василий Никитович вступил в должность священника церкви Архангела Михаила села Поджигородово Клинского уезда вместо умершего священника Василия Гавриловича (1725-1793 гг.) (не отец ли он нашего Николая Васильевича? Будем уточнять). В 1821 году Василий Никитович был уволен от должности в связи с болезнью.
Дочь Анна Николаева (1777 – после 1831 гг.) осталась в семье с мамой и отцом. После ухода со службы Николая Васильевича в 1814 году, Анна с родителями переехала в село Введенское к брату Матвею. После смерти отца в 1831 году она выбыла в богадельню при Московском Даниловском кладбище.
Младшая дочь Елизавета Николаева (1795 - ?гг.). вышла замуж за пономаря Михаила Михайловича Цветкова (1795 -? гг.). Именно ему Николай Васильевич передал свою должность пономаря в церкви Архангела Михаила села Поджигородово в 1814 году, но после смерти тестя семья Цветковых уехалав Московский округ в село Петровское, что близ Угреши, где Михаил Михайлович продолжал служить пономарем в церкви св. Петра и Павла.
Сын Андрей Николаев (1789 - ?гг.) пошел по военной стезе и в 1806 году "был отослан по разбору на военную службу" (о его судьбе нами направлен запрос в РГВИА).
Петр Николаев (1778 – после 1834 гг.) Тихомиров. Жена Феодосия Иванова (1776 – нет в 1834 гг.), Тимофей Николаев (1780 - ? гг.), Матвей Николаев (1782 – после 1834 гг.) Тихомиров. Супруга Ирина Петровна (1782 – 11 сентября 1817 гг.), Иван Николаев (1792 - ? гг.) , Егор Николаев (1794 - ? гг.) стали священниками в разных селах Клинского уезда.
В представленной ниже таблице мы собрали извлечения из Ревизских сказок священно-церковнослужителей и их семейств из церквей Московской губернии Московской епархии за 1811 г., в которых служили наши предки и фотографии этих замечательных церквей.
Таблице Academia-nadezhda: "1. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №746, дело №544, стр. 150. 2. Список зарегистрированных храмов Клинского благочиния [2]".
Вывод:
Метрические книги священников Клинского уезда играют очень большую роль в летописи нашей семьи. Они ее сами написали для нас и для тех, кто ищет своих предков! Мы лишь дали им новую жизнь!
В этих книгах мы нашли информацию о большинстве членов этой большой и дружной семьи - у Николая Васильевича и Евдокии Федоровне было 11 детей, 22 внука! Всем мальчикам отец дал прекрасное образование: ребята учились в в Дмитриевской и Владимирской семинарии, Петр, Матвей и Тимофей - в Московской академии. После обучения сыновья были определены в священники соседних сел, а Андрей и некоторые внуки и правнуки пошли по государственной и военной службе. Дочки и внучки, кроме дочери Анны (она осталась при родителях, а после их смерти ушла в богадельню) были выданы замуж за священников.
Николай Васильевич, настоящий патриарх рода, прожил долгую и, думаем, счастливую жизнь. Дети и внуки были с ним до последних дней, умер он в доме своего внука Александра Матвеевича Флоринского.
Метрические книги, Исповедные ведомости и Ревизские сказки православных церквей - "нить Ариадны" по лабиринту исторических событий семьи наших предков!
Получается у нас - получится и у вас!
Источники, литература:
- ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №2131, опись №2, дело №65, стр. 273. 1834 год Ревизия
- Клин православный. Список зарегистрированных храмов Клинского благочиния. Режим доступа: https://www.pravklin.ru/index/0-11