История семьи(35): где и как искать информацию о семье, если неизвестно место рождения?

17.03.2024

1. Что нам могут рассказать документы учебных заведений Российской империи

Мы простроили свою веточку в 60 человек многочисленного родового древа Флоринских, насчитывающего на сегодня уже более 600 установленных предков, продолжаем изучать и пополнять ее новыми сведениями. Чтобы правильно встроить нашу ветку в общее родовое древо мы работаем с Государственным архивом Владимирской области, стараясь устранить пробелы в документальном подтверждении некоторых горизонтальных связей.

В предыдущих публикациях канала Academia-nadezhda "История семьи (33): можно ли успешно выстроить родовое древо по метрическим книгам без учета женской линии?" мы рассказали какие правоустанавливающие документы, сопровождавшие жизнь подданного Российской империи мы стараемся найти, если отсутствует главный среди них документ - церковная Метрическая запись о рождении и крещении, где их искать, а также об открытиях, которые можно сделать изучая периодическую печать (!) того времени. Отличительной особенностью ряда этих документов является то, что в них можно найти "зацепки" для ликвидации пробелов в найденной о человеке информации, ее многократной перекрестной перепроверки для исключения совпадений и неточностей.

Самое главное в том, что личные дела учащихся или студентов содержат их имя, возраст, информацию о родителе, даже если он умер. Отметим, что значительная часть образовательных учреждений были бесплатными. В платных учебных заведениях обучение, как правило, оплачивала семья и это открывает дополнительную информацию, новые интересные детали: в личном деле указывались фамилия, степень родства, род занятий родителя или родственника внесшего необходимую сумму; если обучение оплачивала казна, то указывалось основание приема ребенка на бесплатное содержание и обучение - кем отдано высочайшее повеление, номер, дата приказа и наименование уполномоченного органа; в случае оплаты обучения и содержания воспитанника благотворителем, то указывались его фамилия, титул, должность, а в случае благотворительной организации или общества - ее название. Запись об уплате за обучение кроме суммы содержала способ оплаты - серебром или ассигнациями. Личные дела содержат "Ведомости успеваемости", где буквально одним словом точно и ёмко описывались достигнутые результаты в изучении дисциплин, поведение, способности и старание отрока к учебе.

2. Документы учебных заведений как источник сведений о предках

Таблица Academia-nadezhda "Документы Владимирской Духовной семинарии: 1) Фото: г. Владимир, здание Духовной семинарии; 2) Личное дело воспитанника; 3) Аттестат об ее окончании":

Таблица Academia-nadezhda: 1) Фото г. Владимир, здание Духовной семинарии; 2) Личное дело воспитанника Владимирской духовной семинарии; 3) Аттестат об ее окончании."

Наш подход к обработке сведений о предках и встраивания их в родовое древо позволяет обнаруживать в нем пробелы.

Галерея Academia-nadezhda "Извлечение из "Поколенная роспись древа Флоринских (Флорищи-Москва). Режим доступа "https://www.academia-nadezhda.com":

Галерея Academia-nadezhda "Извлечение из "Поколенная роспись древа Флоринских (Флорищи-Москва). Сайт "Academia-nadezhda.com". Режим доступа: https://www.academia-nadezhda.com/pokolennaya-rospis-dreva-florinskikh-florishchi-mosvka/ [1]

Теперь в процессе составления поколенной росписи нашего родового древа Флоринских (Флорищи - Москва) [1] мы видим эти пробелы и точно знаем чьих сыновей или отцов (с женской линией сложнее, но и здесь результаты впечатляющие) не хватает в списке предков. Отработав со всеми доступными документами и не найдя нужной информации о конкретном предке, мы с последней надеждой обращаемся к еще одному виду документов - ведомостям учебных заведений. Мы исходим из того, что в семьях священников детям обязательно давали образование - мальчики становились воспитанниками духовных училищ, семинарий или академий, а девочкам давали, как минимум, качественное домашнее образование.

2.1. Что мы рассчитываем найти в Ведомостях и личных делах учащихся учебных заведений?

Именно эти Ведомости помогли нам ликвидировать некоторые пробелы в древе и найти недостающих членов семей. Например, в составленной нами поколенной росписи древа Флоринских (Флорищи - Москва) [1] под порядковым номером 35(22) записан:

35(22) Михаил Иванович Флоринский (1764 – 25 янв.1832 гг.).Он до 1832 г. вместе с отцом дьячком Иваном Васильевичем и братом Никитой Ивановичем служил дьяконом в Николаевской церкви села Флорищи Владимирской губернии, имел сыновей: Сергея, Ивана (Иннокентия), Андрея. Номер 35 означает порядковый номер Михаила Ивановича Флоринского в разработанной нами общей таблице росписи колен рода Флоринских, а номер (22) - это номер, под которым числится его отец - 22(12) Иоанн Васильевич Флоринский (1736 – 1822 гг.), который с 1789 по 1810 гг. служил дьячком и дьяконом в той же Николаевской церкви села Флорищи Владимирской губернии. Его жена Татьяна Стефановна (1733 - ? гг.).

Полученные из одного из современных нам источников данные о сыновьях Михаила Ивановича Флоринского, как нам показалось, были не полными. Для проверки мы обратились к спискам учащихся Владимирской духовной семинарии. Здесь мы нашли запись о сыне Михаила Ивановича, но судя по документам семинарии его звали Петр, а не Андрей, как нам представлялось! Вот эта запись:

Галерея Academia-nadezhda "Извлечение из "Годовые ведомости учеников и формулярные списки смотрителей, инспекторов, учителей Владимирской семинарии. 1816 год":

Галерея Academia-nadezhda "Извлечение из "Годовые ведомости учеников и формулярные списки смотрителей, инспекторов, учителей Владимирской семинарии"; ГБУ "ЦГА Москвы", Ф.229 оп.5 №3. Годовые ведомости учеников и формулярные списки смотрителей, инспекторов, учителей Владимирской семинарии. 1816 г.

В документе указывается: "26 сентября 1803 года во Владимирскую духовную семинарию поступил Петр Флоренский, 21 год, Покровской округи села Флорище Николаевской церкви диакона Михаила Ивановича сын." Далее идут записи о его способностях и поведении, с указанием, что он "находится на содержании отца."

Как видим, именно изучение личного дела учащегося Владимирской семинарии за 1816 год позволило выяснить, что сына Михаила Ивановича звали Петр, а не Андрей!

Теперь обретенный нами Петр Михайлович Флоринский по праву занял свое место в родовой поколенной росписи:

"56(35) Петр Михайлович Флоринский (1795 - ? гг.), священник церкви Святых Бессребреников Космы и Дамиана в г. Суздаль, дед священномученика Русской православной церкви 151(83) Сергея Федоровича Флоринского (4 февр. 1873 – 26 дек. 1918 гг.),сына 83(56) Федора Петровича Флоринского (1837 – не раньше 1873 гг.), священника Суздальского собора". (Цифра 35 указывает на его отца, который учтен в древе под этим номером).

2.2. Но мы не исключили сведения об Андрее из поля внимания. Чьим сыном мог быть Андрей и где его место в нашей таблице? Решили продолжить изучение. В документах Владимирской епархии содержатся еще и ведомости и списки учащихся семинарии и низших Дмитровских и Звенигородских духовных училищ. В них за 1844-1845 учебный год мы находим Андрея Флоринского (!!!):

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Именные и перечневые ведомости семинарии и низших Дмитровских и Звенигородских училищ за 1844-1845 учебный год.":

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Именные и перечневые ведомости семинарии и низших Дмитровских и Звенигородских училищ за 1844-1845 учебный год.". Ф.427 оп.1 №891.

В ведомости семинарии и низших Дмитровских и Звенигородских училищ за 1844-1845 учебный год в списке учащихся от Владимирской епархии указан Андрей Флоринский, Переславского Троицкого монастыря иеромонаха Иннокентия сын.

А в списке нашего древа под номером 55 уже был внесен его отец: " 55(35) Иоанн Михайлович Флоринский (1790 1859гг.), архимандрит Иннокентий, который9 октября 1842 г. "по вдовству и собственному желанию определен в Переславский Данилов монастырь с оставлением в училищной должности. 25 июля 1843 г. произошел монашеский постриг о. Иоанна с именем Иннокентий" [1].

И вот теперь, с радостью обретения нового члена рода мы добавляем в свое древо по номером 82 его сына Андрея: 82(55) Андрей Иванович Флоринский (1826 – после 1894 гг.). Учился во Владимирской духовной семинарии (1840 – 1846 гг.).

Таким образом, благодаря изучению "Именных и перечневых ведомостей Владимирской семинарии за 1844-1845 учебный год" наше родовое древо было не только уточнено, но и пополнилось двумя новыми достойными именами - Петра Михайловича Флоринского (1795 - ? гг.) и Андрея Ивановича Флоринского (1826 – после 1894 гг.).

3. Как документы учебного заведения помогли восстановить пробелы в информации о предке

В личном деле учащегося фиксировался факт вручения аттестата или диплома об окончании учебного заведения, а при необходимости причины отчисления, перевода на другой вид обучения, причины отсутствия на занятиях, например, по болезни и др. подробности.

В наших поисках есть несколько сложных случаев, когда в ходе поиска мы уже накапливали достаточно сведений о интересующем нас человеке, а вот о его отце, матери, месте рождения и о других родных документов найти не можем. Так, например, мы долго не могли найти сведения об отце Федора Васильевича Флоринского(1813 - 1868 гг.). И как за последней возможностью найти его семью, отца мы обратились к документам учебных заведений, где он учился.

3.1. Понятно, что если очень многие наши предки закончили Владимирскую духовную семинарию, то с нее мы и начали. Из"Списков воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750 - 1900 гг." Н. Малицкого [3] мы узнали:

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из " Н. Малицкий "Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750 - 1900 гг.":

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Н. Малицкий. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750 - 1900 гг."

  • Федор Васильевич окончил Владимирскую духовную семинарию в 1834 году,
  • обучался в Московской духовной академии в 1838 - 1842 гг.,
  • служил протоиреем в Казанской церкви Новинского монастыря.

3.2. Полученные сведения подсказали нам направление поиска. Установили, что с 1848 года Федор Васильевич служил в церкви Введения Пресвятой Богородицы при бывшем Новинском монастыре (Пречистенский сорок, г. Москва). По Метрическим книгам и Исповедным ведомостям этой церкви мы установили сведения о его семье, жене и детях:

Флоринский, Феодор Васильевич (1813 - 22 авг. 1868 гг. Санкт-Петербург), протоиерей. Жена Анна Васильевна (1822 – 30 окт. 1865 гг.). Дети Федора Васильевича и Анны Васильевной: Елизавета (1842 -? гг.); Сергей (28 марта 1849 – 4 июля 1849 гг.); Сергей (14 апреля 1850 -? гг.); Татьяна (16 мая 1852 -? гг.); Валентин (1 сент. 1854 -? гг.); Алексей (14 февраля 1856 - ? гг.); Мария (14 янв. 1858 -? гг.); Владимир (23 января 1864 – 11 ноября 1865 гг.):

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Исповедная ведомость Пречистенского сорока, церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы, что в былом Новинском монастыре, 22 сентября 1859 г.":

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Исповедная ведомость Пречистенского сорока, церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы, что в былом Новинском монастыре, 22 сентября 1859 г."; ГБУ "ЦГА Москвы", Исповедные ведомости г. Москва Пречистенский сорок Церкви Пречистенского сорока 1 января 1859 - 31 декабря 1859. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №747, дело №1779, стр. 148

Итак мы нашли состав семьи Федора Васильевича, но его отца по-прежнему найти не смогли. Что делать?

3.3. Приходится браться за самый сложный и длительный метод поиска - вычислять среди уже известных нам Флоринских, того, Василия, который по различным совпадениям мог быть отцом Федора Васильевича, изучать новые документы, а затем путем их многократной перекрестной перепроверки подтвердить или опровергнуть выдвигаемые версии.

В семейном древе Флоринских, стали искать Василия Флоринского, возможного отца Федора. Им мог быть только один Василий Флоринский:

36(22) Василий Иванович Флоринский (1769 – 1851 гг.), священник села Мячково Александровского уезда Владимирской губернии [1].

Он обоснованно подходил по имени, фамилии, возрасту, но мы ничего не знали о его семье и детях. Вот что писали о нем "Владимирские епархиальные ведомости" за 1881 год [2]:

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Владимирские епархиальные ведомости". Владимир, 1881. № 7 стр. 160-164.

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1881. № 7 стр. 160-164.

В документе говорится, что: В 1838 году 16 июля для воспитания оставшегося великого семейства умершего священника Дмитрия Никитовича Флоринского был прислан священник села Мячково Василий Иванович, 70-летний старец.

Но является ли священник села Мячково Василий Ивановичотцом Федора Васильевича Флоринского? Возможно, но нужно было подкрепить версию фактами.

3.4. Как мы уже отмечали, в XIX веке в документах учебных заведений - училищ, семинарий, академий - указывали сведения об отце учащегося, даже если родитель умер. Мы знали, что Федор Васильевич учился Московской духовной академии и закончил ее с отличием. Нам на помощь вновь пришли личные дела воспитанников Московской духовной семинарии и академии. Мы нашли личное дело Федора, а в нем подтверждение нашей версии:

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Личные дела студентов Московской духовной академии. Флоринский Федор Васильевич. 16 июля 1834 - 31 января 1839":

Таблица Academia-nadezhda ГБУ "ЦГА Москвы", фонд № 229, опись № 4, дело № 4592, стр. 1-6. Личные дела студентов Московской духовной академии. Флоринский Федор Васильевич. 16 июля 1834 - 31 января 1839".

В Аттестатах об окончании семинарии (см. №1) и Академии (см. №3) прямо указывается, что отец Федора Васильевича - Василий Флоринский, священник села Мячкова, а в Доношении (см. №2) составленном благочинным Романовского округа священником Иоанном Широгаровым от 5 января 1835 года удостоверяется, что Федор провел несколько дней по болезни в "доме отца своего...села Мячкова священника Василия Иванова".

Итак, сведения трех, не связанных между собой документов, подтверждают, что отцом Федора Васильевича является священник села Мячкова Василий Иванович Флоринский и мы с полным основанием указываем эти сведения в родовом древе!

3.5. Кроме сведений об отце Федора Васильевича Флоринского мы искали его связь с нашей веткой родового древа. В части II Метрических ведомостей "О бракосочетающихся" Введенской церкви в Бывшем Новинском Монастыре мы нашли запись о венчании Валерия, брата нашей прабабушки Валентины Алексеевны Флоринской, урожденной Спасской. Она родилась в семье Алексея Егоровича Спасского, у нее были брат Валерий Алексеевич и сестра Лидия Алексеевна. Примечательно, что обряд венчания Валерия Алексеевича Спасского и его невесты Елизаветы Дмитриевны Липеровской вместе с пономарем Дмитрием Липеровским проводил священник Федор Васильевич Флоринский.

Таблица Academia-nadezhda ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №2125, опись №1, дело №1836, стр. 100. Церковь Введенская В Бывшем Новинском Монастыре. 1 января 1862 — 31 декабря 1865.

Нас заинтересовали эти отношения. Метрические книги этой церкви сохранились и в разделе "Венчания" и это позволило установить членов семьи Федора Васильевича, присутствовавших на венчании.

4. Поиски еще одного подтверждения. Но эта загадка пока не разгадана

4.1. Следуя за рассказами нашей тети Валентины Федоровны Грамаковой, урожденной Флоринской, по восстановлению родословной, мы нашли сведения о "прадеде выдающемся враче", о котором она говорила. Это доктор медицинских наук [6], один из основателей службы Скорой медицинской помощи в Российской империи, надворный советник, старший врач врачебно-полицейского управления Московской городской полиции Владимир Александрович Флоринский (28 сентября 1863 - после 1917 гг.). Очень подробно его личные данные изложены в его Запасно-отпускном билете №153 от октября 1890 года, использовавшийся тогда в качестве документа, удостоверяющего личность с подробным изложением биографии. Но в нем не названы не только родители Владимира Александровича, но и восприемники его при крещении, ограничившись указанием, что он "из потомственных дворян" и "воспитывался в Императорском Московском университете".

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение. Запасно-отпускной билет. Копия № 153"

ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 2126, опись 3, Ед.хр. № 27, стр. 292. 1881-1908. Москва. Сретенский сорок. Церковь Введенская на Лубянке.

С него мы когда-то и начали свои поиски предков, описав их в статье:

История семьи (1): с чего начать поиск?Academia-nadezhda27 марта 2023

Из документов мы знаем дату его рождения - 28 сентября 1863 года. Предположили, что по месту жительства родители могли быть прихожанами одной из церквей Сретенского сорока Москвы и просмотрели все Метрические книги церквей Сретенского сорока, но в Метрических книгах этих церквей за 1863 год нет записи о рождении Владимира. Из брачного обыска знаем, что в апреле 1891 года он венчался с Марией Назаровной Романовой в Введенской церкви на Лубянке Сретенского сорока Москвы. Нужно расширить поиск.

4.2. Для того чтобы найти сведения о Владимире Александровиче мы предположили, что он мог учиться в Императорском Государственном университете на медицинском факультете, и стали просматривать списки студентов Московского университета. И нашли!:

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Списки студентов. Московский Императорский Университет ведомства Министерства народного просвещения, г. Москва":

Таблица Academia-nadezhda "Извлечение из "Списки студентов. Московский Императорский Университет ведомства Министерства народного просвещения, г. Москва"; ЦИАМ. Московский Императорский Университет. Ф. 418. Опись 297 - 1883. дело 615. Стр. 31.

Владимир Александрович Флоринский не только закончил 18 сентября 1890 года медицинский факультет Московского Императорского Университета, но в он в 1888 году "Советом университета утвержден в степени лекаря с отличием получил звание уездного врача, а в 1890 году защитил докторскую диссертацию, став доктором медицинских наук.

Исходя из того, что мы знаем о В.А. Флоринском: потомственный дворянин, год рождения 1863, отчество Александрович, фамилия Флоринский, поищем кто из Александров Флоринских предположительно мог быть его отцом?

Сначала подумали об Александре Дмитриевиче Флоринском (1822-1890 гг.), но в его документах указано сословное состояние - мещанин Бронной слободы. Значит он не может быть отцом Владимира, поскольку его отец должен быть "из потомственных дворян", передающим по наследству свой титул членам семьи. Умер Александр Дмитриевич, пригретый в Андреевской богадельне г. Москвы.

Рассмотрим еще одного возможного отца Владимира: Александр Иванович Флоринский (14 августа 1838, Старица - ? гг. ). Отец Александра Иван Иванович (Иоанн Иоаннович) Флоринский (1814-? гг.), настоятель Вознесенского собора в Старице (1837-1866), дед Иоанн Михайлович Флоринский (1790 – 1859 гг.), архимандрит Иннокентий, о котором шла речь в этой статье выше. Если наши предположения верны, то в Метрических книгах Вознесенской церкви г. Старицы, Тверской губернии за 28 сентября 1863 г. может быть запись о рождении Владимира. Так что работа продолжается...

А это автограф Владимира Александровича Флоринского:

ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 2126, опись 3, Ед.хр. № 27, стр. 292. 1881-1908. Москва. Сретенский сорок. Церковь Введенская на Лубянке

По мере продвижения нашего поиска источников фактов о жизни наших предков и о родственных связях становится все больше. Постепенно очень актуальной становится задача систематизации информации, чтобы не потерять никого и быстро ориентироваться во всем массиве информации. Мы ее решили. Об этом следующая публикация.

Вывод:

Документы учебных заведений - важный источник сведений о предках. Каждая строка этих документов полна важной информации, "зацепками" для дальнейших поисков. Это, прежде всего, личные персональные данные учащегося и его родителей. Анализ списков учеников и преподавателей учебного заведения, преподаваемых им дисциплин – дает представление об уровне образования, круге общения, друзьях по учебе позднее станут близкими по служению в церквях близлежащих сёл и городов, на протяжении долгих лет они будут собираться вместе для служения или присутствия по случаю важнейших событий в жизни каждого из них. Такова традиция. И сестер, и дочерей они будут выдавать замуж за людей своего круга. И это тоже очень устойчивая традиция. Отдельное внимание к составу преподавателей, которые влияли на формирование характера семинаристов и подготовку к будущему служению. К ним мы возвращаемся по мере накопления знаний и о людях, и о эпохе, чтобы предки не были вырваны из исторического контекста и человеческого общения - тогда история страны, история рода перестаёт быть учебником, а становится родной.
Получается у нас - получится и у вас!

Источники:

  1. Поколенная роспись Флоринских (Флорищи - Москва). https://www.academia-nadezhda.com/pokolennaya-rospis-dreva-florinskikh-florishchi-mosvka/
  2. Игумен Иннокентий (Флоринский). Сайт: Владимирское краеведение. Режим доступа: https://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/p/48-1-0-4450
  3. Н. Малицкий. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750 - 1900. https://www.shirokogorov.ru/additional_stuff/books_magazines/malitsky_spiski_vospitannikov_vladimirskoj_seminar
  4. Церковь Флорищевского прихода // Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1881. № 7 стр. 160- 164.
  5. Личные дела студентов Московской духовной академии. Флоринский Федор Васильевич. 16 июля 1834 — 31 января 1839". ГБУ "ЦГА Москвы", фонд № 229, опись № 4, дело № 4592, стр. 1-6.
  6. Алфавитный список студентов Императорского Московского Университета, за 1885-86 академ. год. Москва В Университетской типографии (М. Катков), 1885. - 133 с. https://drive.google.com/file/...sp=sharing
  7. Флоринский, В.А. Питательное значение консервов Миллера: Дис. на степ. д-ра мед. В.А. Флоринского / Из Гигиен. лаб. проф. А.П. Доброславина. - Санкт-Петербург: Паровая скоропеч. А.В. Пожаровой, 1889. - 54 с., 33 л. табл.; 24. - (Серия диссертаций, допущенных к защите в Военно-медицинской академии в 1889-90 учебном году; № 4).
google-site-verification: google3a0669a2af21c2f6.html