Самыми яркими фигурами переходного времени высокого Возрождения в Италии были
Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти.
Каждая из названных личностей несли свою концепцию искусства, а, следовательно, и картину мира. Леонардо да Винчи интересовала природа, он ее одухотворял. У него природа может быть мятежна, в ней много тайн, страсти, она одухотворена творчеством художника.
Микеланджело всегда интересовался человеком, его духом. Он материализовал дух, показал в своих произведениях человека свободного, неистового. Их разный подход к изображаемому предмету проявился в картонах, посвященных битвам, которые они создавали в поединке, проведенном как рыцарский поединок, что было характерно для средневековья: «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиаре» Леонардо. Леонардо да Винчи подошел к изображению битвы натуралистически, показал все кипение страстей, перенапряжение сил, гибель людей, вихрь сражения. Микеланджело же изобразил купающихся флорентинцев, которых застала весть о приближении врага во время отдыха, внезапно, и надо собрать все силы для отражения врага и защитить родной город. Победит тот, кто будет сильнее духом – та же идея, что и в его Давиде, или абстракция, противопоставленная натуре.[[1]] «Когда мы говорим, что Микеланджело – гений, мы не только выражаем суждение о его искусстве, но и даем ему историческую оценку. Гений, в представлении людей XVI в., являл собой некую сверхъестественную (ангельскую или демоническую) силу, воздействующую на человеческую душу, что в романтическую эпоху будет называться «вдохновение». Леонардо – «великий ум», но не «гений» в вышеназванном смысле, ибо все его творчество развивается в русле опыта и познания. Микеланджело – «гений», потому что его творения наделены силой, которую иначе не назовешь, как сверхъестественной, и которая, возникнув из глубины, устремляется ввысь к чистой трансцендентности».[2]
Объединил обе тенденции в искусстве
Рафаэль Его можно считать вершиной классического искусства. «Искусство Браманте и Рафаэля, хотя и устремлено к “вечному” классическому идеалу, также тесно связано с определенной исторической ситуацией и является ответом на вопросы, будоражившие в Италии религиозное сознание. Ответ этот носит явно консервативный характер и ставит своей задачей успокоение растревоженных умов и укрепление веры в устойчивость власти и незыблемость таких ценностей, как тождественность веры и разума, разума и истории».[3]
На протяжении веков вплоть до XVIII века в итальянском искусстве будут бороться две тенденции, два идеала Рафаэля и Микеланджело. Они предложат две разные концепции искусства как два разных решения одной и той же проблемы ценности и роли искусства.
Все произведения Микеланджело характеризуются тем, что автор старается показать идею, а не следование природе, как скульпторы и художники кватроченто. В Давиде он показывает не единичное, портретное, целью изображения становится универсальность, которой руководствовался Микеланджело и в которой он обобщал свое знание природы. Он заявляет о совершенно другом подходе к изображению: здесь нет гармонии пропорций, подчеркивается уродливость статуи, огромная грудь, узкие бедра. Здесь включено даже иррациональное начало. В скульптуре он объединил внешний натурализм, свойственный эпохе, с дионисийским началом античности, содержание которого противопоставлялось христианским началам. Микеланджело использовал языческое мировосприятие библейского сюжета, показал героизм, как он его понимал. Он усилил духовное начало, превысив античных скульпторов. Давид изображен пред битвой, при внешней спокойности, юноша обращен к врагу и в этом заключен вызов, это момент перехода от помысла к действию, момент наивысшего напряжения духовных сил, их концентрация.
[1] См. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций: В 2 т. Т. 2. / М. Дворжак. - М.: Искусство, 1978. – С. 17.
[2] Арган, Дж.К. История итальянского искусства: в 2-х т. Т. 2. / Дж.К. Арган. – М.: «Радуга», 1990. – С. 32.
[3] Арган, Д.К. История итальянского искусства: в 2-х т. Т. 2. / Д.К. Арган. – М.: «Радуга», 1990. – С. 9.