Классическая музыка и рок
Мировая классика и рок.
Леош Яначек. Emerson, Lake & Palmer
Леош Яначек
Emerson, Lake & Palmer
- чешский композитор, музыковед-этнограф и педагог (1854 -1928)
Интересно, что две оконченные и две неоконченные оперы Яначка непосредственно связаны с русской литературой. Первые две - «Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского) и «Из мертвого дома» (по Достоевскому); вторые две - «Анна Каренина» и «Живой труп». Это - одно из выражений его любви к России, к русской культуре, к русскому языку, который он изучил. Леош Яначек дважды ездил в Россию, с восторгом вслушивался в музыку русской речи, наслаждался звенящими потоками русского хорового пения. Музыка Глинки, Даргомыжского, «кучкистов», Чайковского постоянно питала творческое воображение композитора.
«Симфониетта» Леоша Яначека:
Альбом: Emerson, Lake & Palmer (1970 | 2008) переработанный Эмерсоном третий акт из «Симфониетты» Леоша Яначека:
KNIFE EDGE (Перевод: Пономарев А.) переработанный Эмерсоном третий акт из «Симфониетты» Леоша Яначека |
||
Just a step Cried the sad man Take a look down At the madman Theatre kings On silver wings fly Beyond reason From the flight Of the seagull. Come the spread claws Of the eagle Only fear Breaks the silence As we all kneel Pray for guidance. Tread the rule Cross the abyss Take a look down At the madness On the streets Of the city Only spectres Still have pity Patient queues For the gallows Sing the praises Of the hallowed Our machines Feed the furnace If they take us They will burn us Will you still know Who you are When you come to Who you are When the flames Have their season Will you hold To your reason Loaded down With your talents Can you still keep Your balance Can you live On a knife-edge |
Всего лишь шаг
Прокричал печальный человек. Посмотри внизь На сумасшедшго. Театральные короли Летают на серебряных крыльях За пределами возможного А летящая Чайка Раскрывает когти Орла. И только страх Разрывает молчание Когда мы преклоняемся Для молитвы о наставлении. Преступи правило, Перейди через пропасть, Посмотри вниз на сумасшествие улиц города, только призраки имеют сочувствие, тихие очереди на галеры воспевают осану святым, наши машины кормят печи и если мы попадемся, то сгорим. будешь ли ты знать кто ты есть, когда ты придешь к тому, кто ты есть. когда огня время придет, останется ли у тебя твой разум? нагруженный своими талантами, удержишь ли ты баланс, выживешь ли ты на острие ножа. |
|
Леош Яначек — чешский композитор, музыковед-этнограф и педагог (1854 –1928) |
Харуки Мураками. 1Q84
(тысяча невестьсот восемьдесят четыре)
Глава 1. АОМАМЭ
Не верь глазам своим «Радио в такси играло«Симфониетту» Яначека. Внутри машины, застрявшей в пробке, такое даже музыкой не назовешь. Да и водитель мало похож на человека, который все это внимательно слушает. Точно бывалый рыбак, пытающийся угадать, будет шторм или нет, таксист средних лет пристально следил за растянувшейся впереди цепочкой автомобилей. Вжавшись поглубже в заднее сиденье, Аомамэ с закрытыми глазами слушала музыку.Интересно, сколько людей на свете, слушая первую часть «Симфониетты» Яначека, узнают в ней «Симфониетту» Яначека? Ответ здесь, пожалуй, колеблется где-то между «очень мало» и «почти нисколько». Только Аомамэ почему-то была исключением.Эту маленькую симфонию Яначек написал в 1926 году. А вступление на фанфарах сочинял как гимн для какого-то спортивного фестиваля. Аомамэ представила Чехословакию 1926 года. Первая мировая война завершилась, многовековая тирания Габсбургов наконец-то низвержена. Люди потягивают в тавернах пльзеньское пиво, собирают крутые реальные пулеметы и наслаждаются миром, ненадолго воцарившимся в Центральной Европе. Два года назад трагически умер Кафка. Уже совсем скоро сюда заявится Гитлер - и пожрет эту маленькую красавицу страну с потрохами. Но предвидеть надвигающийся кошмар, само собой, никому пока не дано. Может, главная мудрость, которой люди учатся у Истории, и заключается в горьком вопросе: «Кто же тогда мог знать, что все так обернется?» Слушая музыку, Аомамэ вообразила ветер, гуляющий по Богемскому плато, и вернулась к мировой Истории".
"Не доходя до станции Дзиюгаока, она заглянула в магазин грампластинок и попробовала отыскать «Симфониетту». Назвать Яначека популярным нельзя. Под его фамилией на полке обнаружилось всего три-четыре диска, из них лишь один - с «Симфониеттой».
«Симфониетта» Леоша Яначека:
А также с «Пьесами» Бартока на стороне А. В исполнении Кливлендского оркестра под управлением Джорджа Селла. Считать ли это исполнение достойным, Аомамэ не знала, но выбирать не из чего. Купив пластинку, она вернулась домой, достала из холодильника «шабли», откупорила бутылку, поставила диск на проигрыватель, опустила иглу. Затем села на пол - и, потягивая хорошо охлажденное вино, вслушалась в музыку. Радостно и торжественно зазвучали фанфары. Те же, что она слышала в такси. Несомненно, те же. Аомамэ закрыла глаза и сосредоточилась. Исполнение таки было достойным. Только с ней ничего не происходило. Она просто слушала музыку - и все. Дослушав до конца, Аомамэ вернула пластинку в конверт. Либо у меня не все дома, либо мир плавно сходит с ума, вновь подумала Аомамэ. Одно из двух. Но что именно - вот в чем загвоздка. Если пробка не подходит к бутылке, проблема в пробке или в бутылке? Как бы ни было, размеры не совпадают, и это факт. Аомамэ прошла на кухню, заглянула в холодильник. В магазин она не ходила уже несколько дней, и продуктов почти не осталось. Она достала перезрелую папайю, разрезала ножом и съела, выковыривая ложечкой содержимое. Затем помыла три огурца и сжевала их с майонезом. Медленно, обстоятельно. И выпила стакан соевого молока. На этом ее ужин закончился. Поужинав, Аомамэ приняла горячий душ. Веселенькое дело - встречать свой тридцатый день рожденья в безумном мире, которому даже названия толком не подобрать! Лицо ее перекосилось.
Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре.
Вот куда ее занесло».
Jethro Tull - Джетро Талл . "STAND UP"
И.С. Бах. Bouree
Jethro Tull -
Джетро Талл - британская рок-группа, созданная в Блэкпуле в 1967 году. "STAND UP" Альбом занял первое место в британских чартах, выиграл премию New Musical Express