Рефлексия в системно-деятельностной педагогике
Предпосылки рефлексии возникли в древнегреческой философии и проявляются в таких высказываниях:
Рефлексия это процесс представления действительности в сознании, и сознания, отражающего действительность в сознании; как действительность представлена в формах мышления (в 4 аспектах: к культу, техно, себе, коммуникации).
Рефлексия является особой способностью человеческого сознания понимать собственное содержание, расчленять его и представлять части.
Рефлексия - это некоторый смысл, фиксирующий опыт философского самосознания, важнейший механизм человеческой социальной жизни во всех ее формах и проявлениях, и как источник и средство свободы человеческой личности.
Рефлексия есть акт деятельности по поводу связи или структуры общения между двумя, по крайней мере, индивидами.
Рефлексия - это особого рода связь кооперации двух актов деятельности, в которой второй акт производится по поводу первого, достаточно сложного акта, включающего в свой состав коммуникацию, процессы понимания текста и процессы восстановления через текст и с помощью текста предметов мысли и деятельности. В центре его внимания оказывается рефлексия конкретных субъектов (индивидов, групп, организаций, государств и т.д.), в том числе, осмысление ценностно-целевых ориентаций субъектов в их соотнесении с социальными целями и ценностями.
Понятие «рефлексия» наиболее плодотворно разрабатывается в конце ХХ века (60-90-е годы), когда это понятие становится самостоятельным объектом философии. На современном этапе осмысления этого понятия на первый план осмысления выходит необходимость разработок практики применения рефлексии для анализа исторического процесса и решения проблем современности.
Новое время произвело поворот к осуществлению рефлексии над знанием и способами его осуществления, над началами научного познания, а не познания вообще. Знание осознается как ценность.Исходным пунктом в Новое время стал индивид, он имел опыт самосознания и рефлексивного анализа. Индивид имел прирожденную способность видеть и понимать предметы окружающего мира и одновременно мыслить и осознавать себя, мыслящего и воспринимающего окружающие предметы - именно этот процесс в своей одновременности был назван рефлексией - сознание двойственности производимой работы выступало как единственный непреложный и очевидный факт, подтверждающий существование рефлексии.[9] Рефлексия выступала как особая способность человеческого сознания понимать собственное содержание, расчленять его и представлять части. Из данного поворота мысли рождается философская - как проблема разделения единого сознания на планы объективности и субъективности и психологическая - проблема механизмов рефлексивной работы - рефлексии. Ученые в своих работах XVI-XVII вв. разработали средства и методы конструирования научного мышления, но не характеристики самого познания, то есть техники мышления не были зафиксированы. Р. Декарт задал естественный подход к пониманию процессов мышления, отождествил рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного.
[1] См. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности. //Вопросы методологии. 1994. №№ 3-4. С. 54-120.
[2] См. Громыко, Н.В. Проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике. М.: Пушкинский институт, 2009. – С. 41-43.
[3] См. Громыко, Н.В. Проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике. М.: Пушкинский институт, 2009. – С. 90.
[4] См. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности. //Вопросы методологии. 1994. №№ 3-4. С. 81.
[5] См. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности. //Вопросы методологии. 1994. №№ 3-4. С. 85.
[6] См. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности. //Вопросы методологии. 1994. №№ 3-4. С. 89.
[7] См. Донских, О.А. Античная философия: Мифология в зеркале рефлексии. / А.Н. Кочергин, О. А. Донских. – М.: КРАСАНД, 2010. – С. 36.
[8] См. Громыко, Н.В. Проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике. М.: Пушкинский институт, 2009. – С. 103-104.
[9] См. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности. //Вопросы методологии. 1994. №№ 3-4. С. 98.
[10] См. Локк, Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения. / Д. Локк. – Т. 1. – М.: Наука, 1960. С. 155.
[11] См. Кант, И. Критика чистого разума. / И. Кант. – М.: Эксмо, 2008. – С. 251.
[12] Кант, И. Критика чистого разума. / И. Кант. – М.: Эксмо, 2008. – С. 252.
[13] См. Фихте, И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник /И.Г. Фихте. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – С. 45.
[14] См. Громыко, Н.В. Проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике. М.: Пушкинский институт, 2009. – С. 138.
[15] См. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3: Философия духа / Отв. ред. E. П. Ситковский. – М.: Мысль, 1977. — С. 315, 316.
3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1: Наука логики / Отв. ред. E. П. Ситковский. – М.: Мысль, 1974. С. 206.
] [1] Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и Лефевр. Из доклада Г.П. Щедровицкого на семинаре ММК (1972 г.) и комментарий В.А. Лефевра. //Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 6. (С. 5-11.)
[2] Лефевр, В.А. Комментарий В.А. Лефевра к докладу Г.П. Щедровицкого. // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 10.
[3] Лепский, В.Е. Лефевр и рефлексия. // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 30.
[4] См. Лефевр, В.А. Рефлексия. [Текст] /В.А. Лефевр. М.: «Когито-Центр», 2003. – 496 с.
[5] См. Лепский, В.Е. Лефевр и рефлексия. // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 29.
[6] См. Лефевр, В.А. Конфликтующие структуры. /В.А. Лефевр. / в кн. Рефлексия. М.: «Когито_Центр», 2003. – С.48.
[7]См. Смолян, Г.Л. Субъективные заметки к юбилею В.А. Лефевра /Г.Л. Смолян // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 19.
[8]См. Лефевр, В.А. Алгебра конфликта. /В. А. Лефевр, Г. Л. Смолян. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ», 1968. – 53 с.
[9]См. Семенов, И.Н. Роль творческой индивидуальности В.А. Лефевра в научном изучении рефлексии и становлении рефлексивной психологии // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 1. С. 48.
Диалог Платона «Федон».
Диалогичекий подход к работе с понятиями
Сократический диалог как основа системно-деятельностного подхода к сценированию современного урока. Комментарии Н.В. Громыко | ||
---|---|---|
I | Коммуникативная ситуация | Объяснение ситуации |
II | - … Да, Симмий и Кебет, если бы я не думал, что отойду, во-первых, к иным богам, мудрым и добрым, а во-вторых, к умершим, которые лучше живых, тех, что здесь, на Земле, я был бы не прав, спокойно встречая смерть. - … Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью. … Скажи, как мы рассудим: смерть есть нечто? Не что иное, как отделение души от тела, верно? А "быть мертвым" — это значит, что тело, отделенное от души, существует само по себе и что душа, отделенная от тела, — тоже сама по себе? … душа философа решительно презирает тело и бежит от него, стараясь остаться наедине с собою. - … То, что ты говорил о душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что расставшись с телом, душа уже больше нигде не существует, но гибнет и уничтожается в тот самый день, когда человек умирает. Что душа умершего продолжает жить требует веских доказательств. - … Верно, Кебет. Что же нам делать? Не хочешь ли потолковать об этом: может так быть или не может? |
А. ученики Сократа удивлены его спокойствием перед смертью; Б. Сократ не пытается избежать смерти, спокойно ее ждет; В. ученики констатируют противоречие: налагать на себя руки нельзя, но откуда спокойствие? С. Сократ показывает, что смерть для него есть то, чем он занимался в течение всей жизни, а именно – философствование; Д. ученики не могут разделить с философом такое понимание смерти. Сократ вводит тот предмет исследования, который переопределяет весь разговор |
III | Теоретическое отношение к предмету исследования | Аргументы |
IV | - … Все, в конце концов, приняло бы один и тот же образ, приобрело одни и те же свойства и возникновение прекратилось бы. - … Если бы все, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мертвым и вновь не оживало – разве не ясно, что, в конце концов, все стало бы мертво и жизнь бы исчезла? то, что называют мужеством, не свойственно ли в наивысшей степени людям, о которых идет у нас беседа? рассудительность — то, что так называет обычно большинство: умение не увлекаться страстями, но относиться к ним сдержанно, с пренебрежением,- не свойственна ли она тем и только тем, кто больше всех других пренебрегает телом и живет философией; подлинная добродетель: она сопряжена с разумением истинное — это действительно очищение от всех [страстей], а рассудительность, справедливость, мужество и само разумение — средство такого очищения. |
Вопрос о природе души: Первый аргумент: если бы не было перехода противоположностей друг в друга, то все остановилось бы на одной из них; Второй аргумент: наличие общих понятий, которые нельзя вычитать из чувственных вещей, но которые душа может только «припомнить», что свидетельствует о ее бессмертии. Третий аргумент: тело подвержено тлению, душа обладает противоположными телу качествами: тождественна сама себе, неразрушима, неразложима, бессмертна. |
V | Воспроизводство знаний, выработанных в философской традиции | (в культуре) |
VI | Пифагореец Кебет не верит в бессмертие души. Проблема: причины жизни каждого явления.. |
Четвертый аргумент: - Введение в ситуацию теории Анаксимена, Эмпедокла, Гераклита (натурфилософия) и Анаксагора (учение об Уме). - Сократ вскрывает неразрешимые вопросы, которые встают в ходе размышлений. - Выход к пределам мыслимого в ходе реконструкции учений. Собственное определение души как самотождественном и неуничтожимом эйдосе жизни. |
VII | Передача собственного метода как средства получения нового теоретического знания об устройстве мира | - |
VIII | Теоретическое и практическое доказательство истинности найденного и переданного им теоретического знания, что способствует организовать и определить весь жизненный путь. | - |